Вышел пятый эпизод подкаста «Киностетики» с Виктором Абрамяном и Егором Москвитиным. Выпуск посвящен «Конференции» – первому художественному фильму о жертвах теракта на Дубровке.
«Киностетики» – это Егор Москвитин, один из самых цитируемых в стране кинокритиков, и Виктор Абрамян, ведущий драйв-шоу «Поехали» на «Авторадио», а по совместительству, как он сам шутит, успешный режиссер с одной короткометражкой. В своем подкасте они не просто рассказывают о кино, а рассматривают важные общественные процессы, которые оно поднимает. На этот раз в их поле зрения попал фильм «Конференция».
Картина Ивана И. Твердовского – история о жертвах «Норд-Оста», которые собираются в том же театральном центре на Дубровке спустя много лет после трагедии и пытаются в формате своеобразной коллективной психотерапии восстановить события, происходившие с ними в октябре 2002 года. Впрочем, сам теракт в фильме – лишь предлагаемые обстоятельства. Это кино – о людях, которые не могут забыть, не могут побороть страх, а главное – не могут простить себя за то, что сделали много лет назад.
– Может сложиться впечатление, что фильм полностью посвящен жертвам и последствиям теракта 2002 года, – говорит Виктор Абрамян. – Но на самом деле это не так. Это все предлагаемые обстоятельства, а фильм-то о человеческих чувствах, о прощении, о том, как страх, например, может быть сильнее любви, о том, как одно чувство может перевешивать другое.
В этой связи интересно и название картины. Почему именно «Конференция»? По словам Егора Москвитина, как и в любом хорошем фильме, название здесь – постановка проблемы.
– «Конференция» еще и история о том, что у нас не существует языка для разговора о психологических травмах. Будь то личные, семейные или национальные, – отмечает он. – И весь фильм как раз – способ подобрать язык для такого разговора.
На экране истории реальных людей воплощаются с помощью профессиональных актеров. Поэтому Виктору Абрамяну и Егору Москвитину было интересно поговорить с Романом Шмаковым. Дело в том, что он не только снимался в драме «Конференция», но и сам, будучи в то время 12-летним актером юношеской труппы «Норд-Оста», три дня оставался заложником в театральном центре вместе с мамой.
– Мы репетировали номер из Оливера Твиста, играли беспризорников, и вдруг к нам в репетиционный зал зашел человек в маске, камуфляжном костюме, с автоматом и сказал: «всем идти в зал», – вспоминает Роман Шмаков. – Сначала подумал, что силовики обнаружили какого-то преступника и, чтобы нейтрализовать ситуацию, собирают всех в зале. Это было первое ощущение, но потом, когда увидел парадоксальную картину – все сидят и держат руки за головой, в этот момент потерял ощущение реальности происходящего.
Вместе с Романом Шмаковым «киностетики» восстановили хронологию тех трагических событий. Они также узнали, что стало с юношеской труппой «Норд-Оста», почему не произошел взрыв, как проходила эвакуация, и какое воздействие на организм Романа оказал секретный газ, примененный при штурме. А поскольку «Конференция», действительно, настоящая «психотерапия на экране», Виктор Абрамян и Егор Москвитин побеседовали с психологом и сотрудником научно-практического центра экстренной психологической помощи Ростиславом Прокопишиным о том, как помочь человеку с тяжелой травмой. Разговор получился невеселый, но очень нужный.
Слушайте новый выпуск подкаста «Киностетики» на Онлайн Радио 101.ru и других аудиоплатформах. Ссылка на 101.ru – 101.ru/podcasts/kinostetiki.